Хотели как лучше, а получился REACH
|
ОАО «Уралхим»
В.В.Онищенко – советник производственного директора по техническому регулированию и стандартизации
|
1. Какая продукция Вашего предприятия подпадает под действием регламента REACH?
Вся продукция, выпускаемая ОАО «Уралхим», подпадает под действие REACH. Это азотные, фосфорные и комплексные удобрения (около 30 наименований).
2. Какие и сколько веществ уже зарегистрированы в ЕХА?
В настоящее время зарегистрировано около 18 веществ, среди которых аммиачная селитра, моно- и диаммоний фосфат, аммиак, нитраты калия и натрия и др. Получено 27 регистраций (для ряда идентичных веществ, производимых разными предприятиями объединения, пришлось дублировать процедуру регистрации).
3. С какими сложностями пришлось столкнуться в процессе регистрации веществ?
Самая большая проблема, возникшая при реализации требований регламента, идентификация веществ в продукции. Так, например, приходилось подтверждать, что аммиак – это аммиак. С трудом нашли лабораторию, удовлетворяющую всем критериям REACH (в том числе аккредитация в соответствии со стандартом GLP) и способную провести все требуемые анализы. Такая излишняя «глубина» анализа потребовала массу времени и средств.
Для полной идентификации веществ, входящих в состав удобрений группы компаний «УРАЛХИМ», было выполнено более 60 сложнейших химических анализов в ведущих российских и европейских лабораториях (в основном, в Великобритании), проведена большая работа с европейскими потребителями и поставщиками.
На «аналитический» этап работы было потрачено около 40% от средств, выделенных на процедуру регистрации.
Другая проблема, с которой мы столкнулись в процессе работы – недоработанность информационного обеспечения. Сайт ЕХА периодически «подвисал». Программа «IUCLD5» оказалась весьма сложной в работе: были проблемы как в ее установке, так и в практическом применении. При этом инструкция по использованию программы представляет собой документ объемом более полутора тысяч страниц...
4. Какова цена регистрации веществ по REACH?
Этап регистрации веществ в рамках выполнения регламента REACH обошелся предприятию в несколько сотен тысяч евро. При этом стоит иметь в виду, что стоимость досье на одно вещество доходила до миллиона евро. Таким образом, нам удалось сэкономить значительные денежные средства. Главным образом потому, что компания отказалась от привлечения к процессу регистрации дорогостоящих консультантов и сделала ставку на подготовку и обучение собственного персонала. Эта стратегия полностью оправдала себя. Сейчас, когда REACH продолжает набирать обороты, компания полностью готова как к любым новшествам европейских законодателей, так и к введению аналогичных законопроектов в других странах (Турция, Китай, Южная Корея и др.)
5. Что еще предстоит сделать в плане реализации требований REACH?
В 2013 г. и 2018 г. предстоит зарегистрировать еще 6 веществ, поставляемых в ЕС в объеме менее 1000 т/год. В основном, это различные добавки, антислеживатели, разработанные нашими учеными. Работа в этом направлении уже ведется.
Другой областью, которая требует к себе внимания, является взаимодействие с единственным представителем: необходимо систематизировать наработанный за 2,5 года материал, актуализировать паспорта безопасности на продукцию, организовать взаимодействие с зарубежными потребителями по вопросам безопасного применения наших продуктов.
6. Повысил ли REACH ответственность поставщиков или это только «бюрократические» игры ЕС?
Подводить итоги пока рано. REACH создал необходимые условия для осознания поставщиками ответственности, которая на них лежит. Позволил систематизировать имеющуюся информацию о производимых продуктах, а порой и узнать о продукции что-либо новое. Естественно, на этой базе можно начать «перестройку» предприятия. Укрепить слабые места, минимизировать риски негативного воздействия вредных веществ на персонал, окружающую среду, повысить качество продукции... Но в любом случае все зависит от желания предприятия: пойти по пути модернизации или нет. Однозначно можно сказать одно – REACH может стать одним из инструментов, способствующих глубокой модернизации предприятия.
7. Нужен ли в России аналог REACH?
России, безусловно, нужен адаптированный к нашим условиям закон, регулирующий оборот химических веществ на рынке. На сегодняшний день за счет расхождения отечественной и международной нормативной базы в сфере обращения химической продукции отечественные производители, работающие в том числе и на экспорт, вынуждены вести «двойную» документацию, дважды классифицировать и маркировать продукцию. В то же время в сложившихся условиях иностранные компании часто оказываются в более льготных условиях по сравнению с резидентами. Очень любопытен опыт Турции. Приняв закон, в целом аналогичный европейскому REACH, турки с одной стороны смогли смягчить требования, заменив платную регистрацию на бесплатную нотификацию, а с другой стороны – правительство Турции оставило норму «единственного представителя» (т.е. юридическое лицо – резидент Турции) и ввело обязательное одобрение паспортов безопасности на турецком языке специалистами, сертифицированными турецким Министерством экологии и лесного хозяйства. Таким образом, турки, не создавая значительных препон для собственных производителей, организовали базу для создания новых рабочих мест в своей стране.
8. Ознакомились ли Вы с Техническим регламентом «О безопасности химической продукции»? Как оцениваете этот документ?
С российским Техническим регламентом «О безопасности химической продукции» знакомы. Я непосредственно участвовал в обсуждении этого документа. Видел его в самых разных ипостасях. По-моему, регламент высокого уровня подготовки, прост в исполнении, понятен, некоррупционен.
9. Каковы основные недостатки отечественной нормативной базы в сфере обеспечения химбезопасности?
Основная проблема отечественного законодательства в области технического регулирования – его неактуальность. К сожалению, в значительной мере мы живем по нормативным документам, созданным в 70-80 годы прошлого века. Так, значительная часть ГОСТов, посвященных аналитическим методам испытаний, нуждается в актуализации в части использования современных методов оценки точности измерений, математической обработки результатов. Различаются подходы России и ЕС в вопросах токсикологической и этотоксикологической безопасности. В частности, в России практически не занимаются вопросами пороговых воздействий химических веществ, интегральной оценки воздействия на здоровье человека и окружающей среды. Необходимо понимать, что российская, а ранее советская школа токсикологии была и остается одной из лучших в мире. И это признают те же европейцы. Сейчас крайне необходимо ликвидировать отставание в вопросах законотворчества от ведущих стран мира (прежде всего стран ЕС и США), начавшееся в девяностые – «нулевые» годы.
Не будем слепо следовать REACH
|
ОАО «НЛМК»
М.А.Иванова – начальник отдела по связям с государственными организациями
|
1. Какая продукция Вашего предприятия подпадает под действием регламента REACH?
Под действие регламента REACH подпадает чугун чушковый и коксохимическая продукция.
2. Какие и сколько веществ уже зарегистрированы в ЕХА?
До 01.12.2010 г. зарегистрированы 3 вещества: чугун чушковый, сульфат аммония, смола каменноугольная высокотемпературная.
3. С какими сложностями пришлось столкнуться в процессе регистрации веществ?
Досье, предоставляемое в ЕХА для регистрации в соответствии с регламентом REACH, предполагает проведение тестов, подтверждающих структуру регистрируемого вещества и его химический состав. На момент регистрации ЕХА были подготовлены лишь общие рекомендации по проведению таких тестов (RIP 3.10 «Руководство по идентификации и наименованию веществ в соответствии с регламентом REACH»). RIP 3.10 не учитывает отраслевую специфику регистрируемых веществ и не предлагает шаблонов по оформлению результатов тестов.
Проблемы с проведением тестов и оформлением их результатов разрешались как в рамках консультаций с соответствующими консорциумами/форумами по веществам, так и со специализированными консалтинговыми фирмами по вопросам REACH.
Очень усложняло работу то, что ЕХА вплоть до окончания момента первого регистрационного срока занималось модернизацией и корректировкой как методологической базы, так и информационных инструментов, необходимых для проведения регистрации.
4. Какова цена регистрации веществ по REACH?
Расходы компаний по выполнению требований регламента REACH складываются из многих составляющих:
- расходы на обучение сотрудников компании;
- вознаграждение услуг единственного представителя по вопросам REACH;
- взносы за членство в профильных консорциумах;
- расходы на проведение тестов;
- оплата услуг консалтинговых компаний;
- возмущение расходов ведущего регистранта по веществу на подготовку досье (в рамках консорциума);
- приобретение письма о доступе к информации по веществу;
- регистрационные взносы в ЕХА.
За 2007-2010 гг. расходы, связанные с выполнением требований регламента REACH, составили около 10 млн. рублей, из которых доля расходов в 2010 г. – 47,7%. Столь большая сумма объясняется тем, что среди зарегистрированных компанией веществ присутствуют вещества из наивысшей тоннажной группы и вещества, классифицируемые согласно регламенту REACH как опасные.
Прогнозировать расходы на период до 2018 г. в настоящий момент не представляется возможным, т.к. их величина может зависеть как от планируемых показателей (расходы на поддержание деятельности консорциумов, выплата вознаграждения единственному представителю), так и «спонтанных» факторов (переориентация рынков сбыта продукции, введение в действие новых/изменение ранее существовавших требований ЕХА по выполнению регламента REACH).
5. Что еще предстоит сделать в плане реализации требований REACH?
После прохождения регистрации ОАО «НЛМК» проинформировало своих европейских потребителей о прохождении регистрационных процедур и получении специальных регистрационных номеров ЕХА.
В дальнейшем ОАО «НЛМК» планирует:
- поддерживать в актуальном состоянии паспорта безопасности на продукцию и передавать их покупателям;
- отслеживать изменения списка особо опасных веществ-кандидатов для получения разрешения.
6. Повысил ли REACH ответственность поставщиков или это только «бюрократические» игры ЕС?
Регламент REACH нельзя признать «бюрократическими играми ЕС», т.к. его цель – защита здоровья и обеспечение безопасности европейских потребителей. При этом реализация регламента оказала существенное влияние не столько на компании из третьих стран, но прежде всего на европейских производителей, которые нацелены на производство более качественной, «безопасной» продукции, что обеспечивается путем:
- внесения изменений в технологию производства продукции;
- организации системы мониторинга химического состава производимой продукции с целью выявления опасных/потенциально опасных концентраций химических веществ;
- совершенствования системы обеспечения промышленной (химической) безопасности работников;
- сотрудничества с компаниями, поставляющими «безопасное» сырье, материалы или комплектующие.
7. Нужен ли в России аналог REACH?
Создание российского химического законодательства должно быть адаптировано к действующей нормативно-правовой базе в сфере обеспечения химбезопасности. Появление в России полного аналога REACH в настоящий момент невозможно: уровень законодательной базы в сфере химбезопасности в России и ЕС слишком различен.
8. Ознакомились ли Вы с Техническим регламентом «О безопасности химической продукции»? Как оцениваете этот документ?
Специалисты ОАО «НЛМК» ознакомились с проектом Технического регламента «О безопасности химической продукции». В настоящий момент документ нуждается в доработке. Готовим свои предложения по его совершенствованию.
9. Каковы основные недостатки отечественной нормативной базы в сфере обеспечения химбезопасности?
—