Публикации

REACH для России — новая планка высоты или шлагбаум?

Их REACH за наши деньги?

 

О.М. Прожерин
заместитель исполнительного директора РСХ
А.С. Исмаилов
пресс-секретарь РСХ

 

18.12.2006 г. был принят Регламент №1907/2006 REACH, касающийся регистрации, оценки, разрешения и ограничения химических веществ и нацеленный на регулирование их производства и использования внутри ЕС. 01.12.2010 г. в рамках исполнения требований вышеупомянутого регламента был завершен первый этап регистрации экспортируемых в ЕС химических веществ.

 

Цена вопроса

Регламент REACH накладывает на производителей – экспортеров химической продукции страны ЕС, дополнительные обязательства по идентификации веществ, исследованию ее свойств, а также ее классификации и маркировке. А дополнительные обязательства взнос в Европейское химическое агентство за регистрацию только одного вещества составляет от 1200 до 31000 евро, суммарные же расходы (включая расходы на исследования и покупку необходимых данных) от 15000 до 25000 евро. Столь высокие «расценки» губительны для малого и среднего бизнеса…

 

По оценкам Европейской ассоциации металлов «EUROMETAUX» европейская промышленность цветных металлов инвестировала в процесс регистрации REACH около 200 млн. евро.

Россия и REACH

На сегодняшний день практически все крупные российские производители, осуществляющие экспорт химических веществ в количестве более 1000 тонн/год, успешно прошли регистрацию своей продукции в соответствии с требованиями REACH. Основные трудности, с которыми столкнулись предприятия в период подготовки к регистрации – организация работы в компаниях по выполнению требований регламента, идентификация веществ в продукции (их физико-химические токсикологические и экотоксикологические свойства и т.п.), подготовка регистрационных досье с помощью информационных технологий.

 

Так, среди проблем, с которыми пришлось столкнуться ОАО «Нижнекамскнефтехим» руководство компании выделяет сложность работы в полностью англоязычной программе «Единая международная база данных о химикатах» (IUCLID), необходимость оперативного изучения тысяч страниц регламентирующих и справочных материалов на английском языке. Основная же проблема, по мнению специалистов компании, связана с тем, что в России практически не используются методы анализов, которые необходимы для регистрации, а также отсутствуют аккредитованные в соответствии с требованиями Надлежащей лабораторной практики (GLP) эко- и токсикологические лаборатории. Анализы приходилось заказывать за рубежом, что удлинило сроки регистрации и привело к удорожанию процедуры.

 

При этом было отмечено, что на предприятии очень положительно воспринимают итоги первого этапа регистрации. Компании удалось не только сохранить европейский рынок и укрепить конкурентоспособность, но и систематизировать информацию по экспортируемым веществам, которая ранее была «разбросана» по разным подразделениям. Тщательная работа по идентификации веществ и «перестройка» предприятия в соответствии с европейскими требованиями безопасности позволили пересмотреть уже существующие в компании правила эксплуатации и доработать продукцию для обеспечения надлежащего уровня безопасности на производстве.

 

Опыт крупных компаний по выполнению требований REACH, безусловно, полезен для тех экспортеров, срок регистрации которых отнесен к 2013 г. и 2018 г., а также для тех, кому придется регистрировать вещества, впервые поступающие на рынок ЕС.

 

Как в мире, так и в ЕС законодательство в области безопасности химической продукции постоянно расширяется и дорабатывается. Поэтому важно держать промышленность в тонусе. Первоочередные задачи на данный момент – не провалить экспорт и разработать законодательную базу для России, отвечающую международным принципам в этой области.


И.Г.Кукушкин, исполнительный директор Российского союза химиков

Справка: передовики REACH


Наиболее крупные российские компании-экспортеры завершили в соответствии с регламентом REACH регистрацию ряда своих веществ. Уже зарегистрированы метанол, сульфат аммония, капролактам, формальдегид, селитра аммиачная, карбамид, сульфат аммония, циклогексанон, капролактам, железорудные и металлизированные окатыши, горячебрекетированное железо, железорудные окатыши, чугун, сульфат аммония, бензол сырой каменноугольный, смола каменноугольная и др.


См. также: Опыт предприятий

Планы

Получение регистрационного свидетельства не последняя процедура, которую должны пройти экспортеры в соответствии с регламентом. До 03.01.2011 г. необходимо нотифицировать вещества, выведенные из-под регистрации, в частности сырую нефть.

 

С 01.12.2010 г. внесены изменения в действующие паспорта безопасности REACH для нефтепродуктов в соответствии с данными Регистрационного досье и Регламентом ЕС 1272/2008 (CLP) по классификации, маркировке и упаковке.

 

Ответные действия

Введение в ЕС регламента REACH инициировало пересмотр законодательств, регулирующих производство и обращение на рынке химических веществ во многих государствах, в частности в Китае и Турции. Положения новых документов этих стран согласуются с требованиями REACH.

 

В настоящее время российское законодательство по химическим веществам отличается от REACH. Поэтому задача гармонизации национальных норм с действующими международными весьма актуальна и требует решения.

 

Справка: REACH – исключения


Под действие REACH не подпадают:

  • Вещества, поставляемые в ЕС в объеме менее 1 т/год
  • Радиоактивные вещества
  • Отходы
  • Сталь
  • Полимеры
  • Вещества, предназначенные для медицины и ветеринарии
  • Пищевые продукты
  • Корма для животных
  • Пестициды/биоциды
  • Вещества, предназначенные для исследований
  • Вода
  • Аскорбиновая кислота и др.

См. также: Регистрация веществ

 

Скачать статью
формат: PDF
размер: 668 Кб


Российское лицо REACH

 

А.С. Макарова
начальник отдела ФГУП «ВНИЦСМВ», к.т.н.
И.Г. Кукушкин
исполнительный директор Российского союза
химиков (РСХ), к.э.н.
Д.О. Скобелев
директор ФГУП
«ВНИЦСМВ»
А.Д. Козлов
заместитель директора ФГУП «ВНИЦСМВ», д.т.н.

 

Во всем мире активно ведется работа по оптимизации нормативных и законодательных документов в области обращения химических веществ и продукции. Посылом для передела национальных законодательств стал европейский регламент REACH. Процесс затронул и Россию.

 

У истоков

Для ликвидации существующих разногласий в законодательствах разных стран и последующей консолидации усилий по изучению опасных свойств химической продукции и разработке мер, гарантирующих ее безопасное обращение, в 1992 г. на конференции ООН по окружающей среде и устойчивому развитию UNCED (The United Nations Conference on Environment and Development) было принято решение о создании единой международной системы по оценке опасности химических веществ. В 2003 г. Совет ООН по экономике и социальным вопросам одобрил рекомендации ООН ST/SG/AC.10/30 “Согласованная на глобальном уровне система классификации опасности и маркировки химической продукции» (СГС) (Globally Harmonized System of Classification and Labeling of Chemicals, GHS) и рекомендовал всем странам – членам ООН ввести их в действие через национальные нормы и правила.

 

В РФ внедрение СГС идет в двух направлениях:

  • На законодательном уровне – в Техническом регламенте «О безопасности химической продукции»;

  • На нормативно-техническом уровне – в ГОСТ и ГОСТ Р.

СГС в техническом регламенте

Работа над созданием Технического регламента «О безопасности химической продукции» ведется уже 8 лет и полна драматических событий. За это время документ несколько раз кардинально менял свое содержание, концепцию и даже название. В первых версиях закона принималась попытка создать «русский REACH», где безопасность химической продукции планировалось обеспечивать дорыночной регистрацией и выдачей разрешений на использование всех входящих в состав продукции веществ. Но данный подход имел ряд недостатков. Российский закон не учитывал нюансов и исключений, которые свойственны для такого сложного и неоднородного объекта как химическая продукция. Вторым существенным минусом проекта было отсутствие критериев, на основании которых можно было сделать однозначный вывод об опасности химической продукции. К тому же оценку безопасности должны были давать чиновники различных министерств и ведомств на основе собственного опыта и нескольких принципов, в общем виде сформулированных в регламенте. Реализация такого подхода могла привести к злоупотреблениям и сильно затруднить выход продукции на рынок, создав непреодолимый барьер (в том числе и финансовый) для малых и средних предприятий. Учитывая это, в начале 2009 г. было принято решение отказаться от данного подхода. В последующих версиях регламента, представленных на рассмотрение, разрешительная регистрация химической продукции предусматривалась для ограниченного перечня продукции. Безопасность в основном обеспечивалась информированием всех заинтересованных лиц об опасности и мерах по безопасному обращению с ней, изложенному в паспортах безопасности (ПБ) (для промышленных пользователей) и маркировке (для пользователей химической продукции в быту). В соответствии с требованиями российского регламента безопасность транспортировки химической продукции будет обеспечиваться наличием среди прочих сопровождающих продукцию документов ПБ. Несмотря на то, что в мире подобная практика не слишком популярна (ПБ сопровождают лишь грузы, перевозимые навалом и наливом морским транспортом), для России этот подход оправдан в том числе и из-за масштабов страны: перевозка химической продукции может осуществляться в течение нескольких месяцев и не раз подвергаться операциям перетаривания и перефасовки.

 

Требования к классификации, маркировке химической продукции и содержанию ее ПБ, приведенные в последней версии регламента, гармонизированы с СГС, что, в свою очередь, дает российским предприятиям надежду на достойное место на международном рынке и, в частности, рынке ЕС.

 

Особая роль в складывающейся российской системе обеспечения безопасности химической продукции и снижении риска, возникающего при ее обращении, отводится оценке соответствия в форме государственного контроля (надзора). Необходимость создания системы контроля за безопасностью химической продукции, обращающейся на рынке, обусловлена тем, что одновременно со снятием барьеров происходит снижение контроля государства за безопасностью химической продукции до ее выхода на рынок. Вся ответственность за безопасность продукции перекладывается на промышленность.

 

Кроме того, в последней версии проекта технического регламента процедура подтверждения соответствия химической продукции ни в форме обязательной сертификации, ни в форме декларирования соответствия не предусмотрена. Оценка соответствия будет проводиться лишь в рамках достаточно сложной процедуры регистрации продукции (см. выше).

 

Следует добавить, что до настоящего времени не определен статус данного документа. Рассматривается несколько вариантов его реализации:

  • В виде Федерального закона РВ «Технический регламент «О безопасности химической продукции». Данный документ уже разработан и с 2009 г. находится в Государственной Думе РФ, где никак не может пройти процедуру первого чтения;

  • В виде Федерального закона РФ «О безопасности химических веществ». Данный вариант пока рассматривается только как возможное решение, которое позволит уйти от целого ряда непреодолимых ограничений, накладываемых ФЗ «О техническом регулировании»;

  • В виде Технического регламента ЕврАзЭС «О безопасности химической продукции». Проект данного документа в настоящее время готов к обсуждению, правда не вполне понятен финансовый и административный механизм реализации проекта;

  • В виде Технического регламента Таможенного союза «О безопасности химической продукции», включенного в план разработки технических регламентов на 2011 г.

Справка


Российский паспорт безопасности (ПБ) состоит из титульного листа, содержащего информацию о производителе и поставщике продукции, об опасности последней и ее составляющих для окружающей среды и здоровья человека, а также регистрационные данные самого ПБ; и основной части, включающей 16 разделов, конкретизирующих изложенные в титульном листе сведения.


Срок действия ПБ для чрезвычайно опасных и высокоопасных веществ составляет – 3 года, для умеренно опасных и малоопасных – 5 лет.

СГС в стандартах

Другим путем внедрения системы СГС является отражение ее основных положений в стандартах. В 2007-2009 гг. РФ и странами СНГ разработаны и внедрены два межгосударственных стандарта: ГОСТ 30333-2007 «Паспорт безопасности химической продукции. Общие требования» (взамен ГОСТ 30333-95 «Паспорт безопасности вещества (материала). Основные положения. Информация по обеспечению безопасности при производстве, применении, хранении, транспортировке, утилизации») и ГОСТ 31340-2007 «Предупредительная маркировка химической продукции. Общие требования». Требования, касающиеся формы и содержания предупредительной маркировки и ПБ, гармонизированы с международными и в первую очередь с СГС. Кроме того, в ГОСТ 30333-2007 отражены требования Приложения II регламента REACH.

 

В России работа по созданию современной системы информирования об опасностях, связанных с использованием химической продукции, и мерах, обеспечивающих ее безопасное обращение, ведется более 15 лет. Так, обязательный информационный документ производителя/поставщика химической продукции – ПБ 2 – введен еще в 1994 г. (ГОСТ 30333-95). В настоящее время действует ГОСТ 30333-2007, гармонизированный с требованиями международных документов ООН, ИСО, ЕС, МОТ, регламентирующих форму информационных документов в области безопасности химических веществ (материалов). В соответствии с требованиями ГОСТ всю химическую продукцию (вещества, их смеси и материалы), находящуюся в обращении на территории РФ, необходимо сопровождать ПБ на русском языке. Информация, приведенная в ПБ, должна пройти обязательную экспертизу на соответствие действующим в РФ правилам и нормам, после чего документ подлежит регистрации. На 01.10.2010 г. зарегистрировано более 24000 ПБ химической продукции.

 

Маркировка химической продукции

Другим элементом информирования об опасных свойствах химической продукции, согласно СГС, является предупредительная маркировка. До принятия ГОСТ 31340-2007 «Предупредительная маркировка химической продукции» в РФ единых требований к маркировке всей химической продукции не было. Существует ряд стандартов, регламентирующих маркировку отдельных видов продукции, например, ГОСТ 9980.4-2002 «Материалы лакокрасочные Маркировка», или отдельных этапов жизненного цикла продукции, например, ГОСТ 14192-96 «Маркировка грузов». ГОСТ 31340-2007 впервые вводит единые требования к предупредительной маркировке химической продукции, в том числе и продукции, реализуемой через розничную торговлю. В настоящем стандарте определены обязательные элементы маркировки, которые дают возможность идентифицировать продукцию и ее производителя/поставщика, и содержат информацию, позволяющую быстро оценить вид и степень опасности. Обязательными элементами описания опасности в предупредительной маркировке являются: знак опасности, сигнальное слово, краткая характеристика опасности.

 

Знаки опасности представляют собой черный символ (см. таблицу) на белом фоне в красной или черной рамке, имеющей форму квадрата, повернутого под углом 45 градусов.


В зависимости от степени опасности химической продукции применяют сигнальные слова: «Опасно» - для продукции с высокой степенью опасности и «Осторожно» - для продукции с более низкой степенью опасности.

 

Краткая характеристика опасности – набор стандартных фраз, позволяющих установить вид и степень опасности химической продукции. При маркировке химической продукции, обладающей несколькими видами опасности, указывают все фразы «опасности».

 

Так же в соответствии с ГОСТ 31340-2007 в маркировке обязательно должен быть набор стандартных фраз, описывающих меры, которые необходимо принять для сведения к минимуму или предотвращению неблагоприятных последствий, обусловленных воздействием продукции при ее неправильном хранении или обращении. Меры по предупреждению опасности разделены на три группы:

  • По безопасному обращению с продукцией;

  • По ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, куда входят и меры первой помощи;

  • По безопасному хранению продукции. Для некоторых видов химической продукции обязательным является указание методов утилизации отходов и упаковки.

Химическая продукция, для которой отсутствуют полные данные о ее опасности, но есть основания предполагать возможность существования каких-либо неизвестных к этому времени видов опасности для окружающей среды и здоровья человека (в частности, данные о возможных отдаленных эффектах и т.п.), должна дополнительно маркироваться надписью: «ОСТОРОЖНО! Полные данные о безопасности (безвредности) данной продукции и характере ее воздействия на человека и окружающую среду отсутствуют!».

 

Настоящий стандарт не распространяется на транспортную маркировку. Однако в случае, если транспортная тара является одновременно производственной и потребительской, на нее наносят как транспортную, так и предупредительную маркировку. Дублировать символы опасности в маркировках не обязательно, даже если существует разница в изображении знаков опасности.

 

Поскольку ПБ по ГОСТ 30333-2007 и маркировка по ГОСТ 31340-2007 соответствуют требованиям европейского законодательства, то они должны признаваться в странах ЕС.

 

Классификация опасности химической продукции

Следующий этап гармонизации – пересмотр системы классификации опасности химической продукции. Модель классификации опасности химической продукции (см. рисунок ниже) в соответствии с Рекомендациями ООН (СГС) в России отражена в следующих четырех национальных стандартах:

  • ГОСТ Р 53856-2010. Классификация опасности химической продукции. Общие требования.

  • ГОСТ Р 53854-2010. Классификация опасности смесевой химической продукции по воздействию на организм.

  • ГОСТ Р 53858-2010. Классификация опасности смесевой химической продукции по воздействию на окружающую среду.

  • ГОСТ Р 53857-2010. Классификация опасности химической продукции по воздействию на окружающую среду. Основные положения.

Данные стандарты введены в действие в конце 2010 г.


Требования стандартов к классификации опасности, предупредительной маркировке и ПБ распространяются на любую химическую продукцию за исключением:

  • Готовых лекарственных средств и препаратов ветеринарного назначения;

  • Готовой парфюмерно-косметической продукции;

  • Излучающих, ядерных и радиоактивных веществ, материалов и отходов;

  • Готовых пищевой продукции, биологически активных добавок и кормов для животных;

  • Химической продукции в составе изделий, которая в процессе обращения не изменяет свой химический состав и агрегатное состояние, не образует пыль, пары и аэрозоли, содержащие опасные химические вещества в концентрациях, способных оказать вредное воздействие на жизнь или здоровье граждан, жизнь или здоровье животных, растений, окружающую среду, имущество физических или юридических лиц, государственное и муниципальное имущество.

Методы испытаний химической продукции

Следующий этап гармонизации российского подхода к оценке опасности – пересмотр или разработка стандартов, необходимых для проведения методов испытаний химических веществ и/или химической продукции. Все необходимые для оценки опасности методы испытаний условно разделены на три группы:

  • Стандарты на методы испытаний, необходимые для классификации опасности химической продукции, обусловленной физико-химическими свойствами. Принят ГОСТ Р 53855-2010 «Классификация химической продукции, опасность которой обусловлена физико-химическими свойствами. Методы испытаний взрывчатой химической продукции», разработаны проекты стандартов на методы испытаний окисляющих твердых веществ и окисляющих жидкостей, на возгорание в замкнутом пространстве, на воспламеняемость аэрозольной пены, пирофорных жидкостей и твердых веществ, распыляемых аэрозолей, коррозионных свойств химической продукции, способности химической продукции подвергаться окислительному самонагреву, воспламеняющейся химической продукции, находящейся в твердом состоянии, химической продукции, в состав которой входят органические вещества (саморазлагающаяся химическая продукция и органические пероксиды), способности химической продукции выделять легковоспламеняющиеся газы при соприкосновении с водой;


  • Стандарты на методы испытаний химической продукции, представляющей опасность для окружающей среды (разработка планируется в 2011 г.). При их разработке за основу предполагается брать методики предложенные Организацией экономического сотрудничества и развития, что позволит в дальнейшем добиться признания на международном уровне результатов испытаний, проведенных в российских лабораториях;


  • Стандарты на методы испытаний, позволяющие оценить степень опасности продукции для здоровья человека. В 2011 г. планируется разработка нескольких стандартов из этой группы.

Резюме:

Разрабатываемая в РФ система национальных и (или) межгосударственных стандартов, согласованных с СГС, существенно повысит уровень безопасности при обращении с химической продукцией за счет:

  • Полной и комплексной оценки опасных свойств продукции;

  • Своевременного и исчерпывающего информирования всех заинтересованных лиц об опасных свойствах продукции и мерах по безопасному обращению с ней.

Унификация национальных норм безопасности с международными упростит оборот химической продукции, тем самым повысив заинтересованность инвесторов в размещении капитала на территории РФ.



Вестернизации не будет?


Итак, судя по приведенной статье, Россия хоть и переориентируется на западноевропейский подход к обеспечению химической безопасности, но с «оглядкой» на российские реалии. Словно для того, чтобы это подчеркнуть, авторы первоначально предложили назвать статью «Русский неREACH»…


В чем же российская специфика «химического» законодательства? Во-первых, «разрешительную регистрацию» предполагается ввести для « ограниченного перечня химпродукции». Во-вторых, предлагается существенно усилить государственный контроль (надзор), признав его важнейшим видом оценки соответствия.


Достаточно ли этих изменений или же следует, с учетом ресурсоэнергоемкого уклона российской экономики, ввести ряд дополнительных «ноу-хау»? Например, REACH не распространяется на отходы. Но промышленность России создает огромное количество отходов! Отходы широко используются в гражданском и промышленном строительстве, для присыпки дорог, а также в качестве удобрений. Так, может быть, следует расширить перечни объектов, подлежащих «российскому не REACH», вместо того, чтобы «разбюрокрачивать» этап регистрации, одновременно «забюрокрачивая» этап оценки соответствия?


Итак, согласимся с тем, что избыточной вестернизации нам не надо. Но каким тогда должно быть российского «не REACH»? Ждем Ваших предложений!

 

Скачать статью
формат: PDF
размер: 1 348 Кб


Нормативно-правовое обеспечение химической безопасности в РФ


Объемы производства и использования химической продукции в мире постоянно возрастают, что не только приводит к увеличению уровня загрязнения окружающей среды, но и повышает опасность, связанную с вредным воздействием химической продукции на человека. По данным ООН в мире каждый год появляется примерно 1,5 тыс. новых видов химической продукции дополнительно к тем 80 тыс., которые производятся в настоящее время. Кроме того, производство и применение химической продукции сопряжены с риском возникновения аварийных и чрезвычайных ситуаций, во многих случаях обусловлены недостоверной оценкой опасности химической продукции и недостаточным информированием потребителей».


ВОЗ, 63-я сессия Всемирной ассамблеи здравоохранения, п.11.18 предварительной повестки дня от 25.03.2010 (А63/21).

А.В. Зажигалкин
заместитель руководителя Росстандарта, к.ю.н.
 

Нормативно-законодательная база РФ

В Российской Федерации проблема безопасного обращения химической продукции приобретает особую актуальность, поскольку, несмотря на то, что Россия является одним из крупнейших мировых производителей и потребителей такой продукции, единые подходы к безопасному обращению в нашей стране до сих пор не разработаны, а требования российского законодательства в этой области постоянно усложняются и модифицируются.


Основой законодательства РФ в области безопасного обращения химической продукции является Конституция РФ, гарантирующая гражданам России право «на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии», а также «на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены» (ст.37,42). Положения указанных выше статей Конституции РФ реализуются в ряде нормативно-правовых актов РФ, конкретизирующих данные требования.


Общие требования в области безопасного обращения химической продукции и веществ устанавливаются ФЗ № 7 «Об охране окружающей среды», в области безопасного использования химических веществ на производстве – ФЗ № 197 «Трудовой кодекс РФ». Так, в соответствии со ст. 47 ФЗ № 7 «производство и обращение потенциально опасных химических веществ допускаются на территории РФ после проведения необходимых токсиколого-гигиенических и токсикологических исследований этих веществ, установления порядка обращения с ними, природоохранных нормативов и государственной регистрации этих веществ».


В свою очередь, Трудовой кодекс РФ декларирует, что используемые в производстве «материалы и химические вещества, в том числе иностранного производства, должны соответствовать государственным нормативным требованиям охраны труда и иметь декларацию о соответствии и (или) сертификат соответствия» (ст.215).


Таким образом, все используемые на территории РФ химические вещества должны проходить процедуру токсикологических исследований, соответствовать ряду санитарно-гигиенических требований, требованиям безопасности и иметь подтверждение соответствия им. В настоящее время процесс установления подобных требований к химической продукции главным образом регулируется ФЗ № 184 «О техническом регулировании», ФЗ № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и Соглашением Таможенного союза (ТС) РФ, Республики Беларусь и Республики Казахстан по санитарным мерам.


В первую очередь ФЗ № 184 устанавливает необходимость разработки технических регламентов (ТР) на продукцию (исходя из принципов применения единых правил установления требований к продукции или к связанным с ними процессам) и содержит требования к составу и применению ТР.


В настоящее время на территории РФ действуют следующие ТР, устанавливающие требования к химической продукции:

  • ФЗ от 22.07.2008 г. № 123 «ТР о требованиях пожарной безопасности»;

  • ТР «О безопасности пиротехнических составов и содержащих их изделий», утвержденный Постановлением Правительства РФ от 24.12.2009 г. № 1082;

  • ТР «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту», утвержденный Постановлением Правительства РФ от 27.03.2008 г. № 118;

  • ТР Республики Казахстан «Требования к безопасности лакокрасочных материалов и растворителей», утвержденный Постановлением Правительства РФ № 132 « Об обязательных требованиях в отношении отдельных видом продукции и связанных с требованиями к ней процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, содержащихся в технических регламентах Республики Казахстан, являющейся государством-участником Таможенного союза» от 09.03.2010 г.;

  • ТР Республики Казахстан «Требования к безопасности синтетических моющих средств и товаров бытовой химии», утвержденный Постановлением Правительства РФ от 09.03.2010 г. № 132;

  • ТР Республики Казахстан «Требования к безопасности пестицидов (ядохимикатов)», утвержденный Постановлением Правительства РФ от 09.03.2010 г. № 132.

В то же время с 01.07.2010 г. на территории России, Белоруссии и Казахстана вступило в силу Соглашение по санитарным мерам от 11.12.2009 г., устанавливающие новые требования к ввозу и обращению продукции на территории ТС.


В целях реализации соглашения Решением Комиссии ТС от 28.05.2010 г. № 299 были утверждены и вступили в силу следующие документы:

  • Положение о порядке осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) за лицами и транспортными средствами, пересекающими таможенную границу ТС, подконтрольными товарами, перемещаемыми через таможенную границу ТС и на таможенной территории ТС;

  • Единый перечень товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории ТС;

  • Положение о порядке оформления Единой формы документа, подтверждающего безопасность продукции (товаров);

  • Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю).

В соответствии с перечисленными выше документами для продукции, входящей в раздел II Единого перечня, подтверждение безопасности (соответствия продукции Единым санитарным правилам) с 01.07.2010 г. осуществляется в форме государственной регистрации.


Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования ТС в ряде случаев дублируют требования существующих ТР, что не только вызывает затруднения у производителей при оформлении документов на продукцию, но и препятствует эффективному регулированию ее безопасного обращения.


Несовершенство нормативной базы

Следует отметить, что Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования ТС в ряде случаев дублируют требования существующих ТР, например, для лакокрасочной продукции, что не только вызывает затруднения у производителей при оформлении документов на продукцию, но и препятствует эффективному регулированию ее безопасного обращения.


Кроме того, до введения в действие Соглашения ТС соответствие продукции санитарно-эпидемиологическим требованиям регулировалось ФЗ № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в соответствии с которым продукция допускалась к обращению при наличии санитарно-эпидемиологических заключений или свидетельства о государственной регистрации (старого образца). Согласно информации, представленной в настоящее время на официальном сайте Роспотребнадзора, на продукцию, которая ранее подлежала санитарно-эпидемиологической экспертизе с выдачей санитарно-эпидемиологических заключений, но теперь не включена в перечень продукции, подлежащей государственной регистрации, будут также выдаваться документы, подтверждающие безопасность продукции, преимущественно в форме деклараций о соответствии. Однако вопрос о порядке оформления таких документов остается открытым. Таким образом, основной проблемой регулирования безопасного обращения химической продукции в РФ является несогласованность требований действующего в этой области законодательства.


Еще одним примером проблем подобного рода могут служить разногласия в существующих в РФ системах классификации химической продукции. В России сегодня одновременно действуют несколько противоречащих друг другу систем классификации. Это обусловлено тем, что основные нормы и правила, содержащие требования по обеспечению безопасного обращения химической продукции, отражены в различных ведомственных нормативных документах: Ростехнадзора, Минтранса, Минздравсоцразвития, Минсельхоза, Росстандарта, а также в ряде федеральных законов РФ, таких как: ФЗ № 7, ФЗ № 116 «О промышленной безопасности», ФЗ № 52 и т.п. При этом необходимо отметить, что отсутствие закона, связывающего эти документы в единую систему, и привело к тому, что некоторые из документов вышеназванных ведомств зачастую дублируют друг друга или вступают друг с другом в противоречие.


В качестве характерного примера проблем, обусловленных подобной ситуацией, можно привести действующие в настоящее время ГОСТ 12.1.005-88 «ССБТ. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны» и ГОСТ 12.1.007-76 «ССБТ. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности» (Росстандарт), гигиенические нормативы – ГН 2.2.5.1313-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны» (Минздравсоцразвития) и ГН 1.2.1323-03 «Гигиенические нормативы содержания пестицидов в объектах окружающей среды (перечень)» (Минсельхоза), в которых одно и то же вещество, выпускаемое по одному и тому же стандарту (например, сульфат меди) согласно требованиям вышеперечисленных документов может относиться к различным классам опасности (см. таблицу).


Подобные различия в классификации создают трудности при оценке реальной опасности химической продукции для производителей и поставщиков.


Также несовершенство существующей законодательной системы зачастую является препятствием для эффективного взаимодействия РФ с международным сообществом по вопросам безопасного обращения химической продукции.


Международное сотрудничество

На сегодня РФ ратифицировала ряд международных конвенций в области безопасного обращения химической продукции, в том числе:

  • Венскую конвенцию об охране озонового слоя (1985 г.);

  • Хельсинкскую конвенцию по защите морской среды района Балтийского моря (1974 г.);

  • Базельскую конвенцию о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (1992 г.).

К сожалению, есть ряд международных соглашений, решение о ратификации которых до сих пор не принято:

  • Стокгольмская конвенция о стойких органических загрязнителях (СОЗ) (2001 г.), целью которой является ограничение или прекращение производства всех преднамеренно продуцируемых СОЗ. Ратификация данной конвенции позволит России использовать ее механизмы для привлечения технологических, финансовых и информационных ресурсов в целях обеспечения безопасного обращения химической продукции, в частности продукции, содержащей СОЗ. Сегодня одним из основных препятствий ратификации конвенции является отсутствие в России законодательной базы, регламентирующей использование СОЗ с учетом региональных условий и международных требований.


  • Роттердамская конвенция о процедуре предварительного обоснованного согласия в отношении отдельных опасных химических веществ и пестицидов в международной торговле (1999 г.), ратификация которой дает право каждой стране-участнице самостоятельно решать вопрос о ввозе или запрещении ввоза ряда потенциально опасных веществ на свою территорию без процедуры предварительно обоснованного согласия. Участие в конвенции даст возможность России противостоять недостаточно обоснованным и невыгодным решениям о включении в приложение конвенции некоторых веществ (в частности, имеющего важное экономическое значение хризотилового асбеста), а также модифицировать существующее законодательство в области маркировки и правил безопасного обращения продукции с учетом международных требований. Основным препятствием присоединения РФ к конвенции является необходимость выполнения ряда финансовых обязательств.


  • Орхусская конвенция ЕЭК ООН о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решения и доступе к правосудию по вопросам окружающей среды (1998 г.) и Конвенция ЕЭК ООН об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (1991 г.), ратификация которых создаст правовую основу для гармонизации российского законодательства с законодательством ЕС, в частности будет способствовать разработке механизмов раскрытия экологической информации и информации о намечаемой хозяйственной деятельности общественности и заинтересованным гражданам.


  • Конвенция об учреждении Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). «Дорожная карта» присоединения РФ к Конвенции 2007 г. Вступление в ОЭСР является для России важным шагом, несущим нашей стране значительные экономические выгоды. Однако для присоединения к конвенции РФ в числе прочего должна провести гармонизацию законодательства в области химической безопасности с соответствующим законодательством стран – членов ОЭСР в целях обеспечения применяемой нормативно-правовой базы в сфере защиты человека и окружающей среды.


  • Конвенция МОТ № 170 «О безопасности при использовании химических веществ на производстве» (1993 г.), целью которой является предотвращение травматизма и сокращение числа заболеваний, вызываемых использованием химической продукции на производстве. Ратификация данной конвенции предполагает использование единой для всей химической продукции системы классификации и маркировки, в частности Рекомендаций ООН по перевозке опасных грузов – при транспортировании химической продукции, что в настоящее время российским законодательством не предусмотрено.


Резюме:


Таким образом, очевидна необходимость совершенствования российского законодательства в части снятия существующих внутренних противоречий. По моему мнению, это может быть достигнуто путем использования международных рекомендаций и гармонизации с международными требованиями.

 

Скачать статью
формат: PDF
размер: 1 107 Кб


Осторожно — не соответствует REACH!


Кирилл Бычков, «Методы оценки соответствия», № 3-2011


Предлагаем вашему вниманию перечень несоответствующей регламенту REACH продукции, выявленной в январе 2011 г. в странах ЕС (см. также тут). К сожалению, часть этой продукции можно встретить и на российском рынке. Будьте бдительны!

Великобритания


Наручные часы


Торговая марка: 1. Decker
Тип и номер модели: CH2602, CH2603, CH2609, FS4527

2. Diesel
Тип и номер модели: DZ5210, DZ5211, DZ7169, DZ7170, DZ7176
Описание: наручные часы с браслетом, упакованные в картонные или жестяные коробки.
Страна происхождения: Китай
Причины опасности: часы могут вызывать аллергические реакции кожи, т.к. содержание никеля в браслетах находится в диапазоне от 0,546 до 1,011 мкг/см2, что не соответствует требованиям регламента REACH.
Принятые меры: добровольный отзыв с рынка
 

Карнавальная маска


Торговая марка: Henbrant Limited
Штрих-код: 5 026619 071427
Описание: маска для Хэллоуина в форме черепа, с капюшоном и сверкающими глазами
Страна происхождения: Китай
Причины опасности: существует риск химической опасности, поскольку маска изготовлена из материала, в составе которого обнаружено 23,3% ди-2-этилгексилфталата (DEHP).
Принятые меры: добровольное прекращение продаж.
 

Нидерланды


Набор мячей


Торговая марка: BMFO
Тип и номер модели: 1523588
Штрих-код: 8712715695960
Описание: набор из 3-х мячей (красного, желтого и зеленого цвета)
Страна происхождения: Китай
Причины опасности: мячи представляют опасность, т.к. содержат 16,2% ди-2-этилгексилфталата (DEHP).
Принятые меры: добровольное прекращение продаж.
 

Испания


Комплект игрушек: пластиковые куклы с аксессуарами


Торговая марка: VOGUE
Тип и номер модели: Ref. 22-8801
Описание: в комплект входят большая и маленькая пластиковые куклы и различные аксессуары: коляска, сумка, обувь, расческа, плюшевый мишка и др. На упаковке розового цвета имеется надпись: «серия VOGUE».
Страна происхождения: Китай
Причины опасности: продукт представляет риск химической опасности, потому что пластик, из которого изготовлены куклы, содержит 0,2% ди-2-этилгексилфталата (DEHP). Согласно требованиям регламента REACH, фталаты DEHP, DBP и BBP запрещены для использования в товарах, предназначенных для детей.
Принятые меры: продажа запрещена.
 

Финляндия


Бижутерия


Торговая марка: Mazu
Описание: ожерелье из искусственного жемчуга с подвеской в форме сердца.
Страна происхождения: Китай
Причины опасности: продукт представляет риск химической опасности, т.к. способен вызывать аллергическую реакцию из-за высокой концентрации никеля (6,5 – 9,8 мг/см2). Не соответствует регламенту REACH.
Принятые меры: добровольный отзыв импортером от потребителей.
 

Польша


Блузка


Торговая марка: Fairfaery
Описание: блузка (состав 35% хлопка и 65% полиэстра) с бело-красно-серо-черным орнаментом, декорирована металлическими пуговицами.
Страна происхождения: Китай
Причины опасности: изделие представляет риск химической опасности, поскольку металлические пуговицы содержат от 0,99 до 2,04 мкг/см2 никеля, способного вызвать аллергические реакции кожи. Продукт не соответствует регламенту REACH.
Принятые меры: изъятие с рынка по приказу властей.
 

Детская футболка


Торговая марка: Eplusm
Описание: футболка желтого цвета из хлопка (100%). Лицевая сторона украшена принтами (бабочки и надпись “Exotic life” красного цвета, растительный орнамент черно-белого цвета, надпись «45» желтого цвета).
Страна происхождения: Бангладеш
Причины опасности: продукт представляет риск химической опасности, поскольку краски в нанесенных на футболку принтах содержат свинец в следующих концентрациях: 5844 мг/кг (желтый цвет), 554 мг/кг (черный цвет), 2598 мг/кг (красный цвет). Кроме того, в красной краске содержится кадмий (более 1,4 мг/кг). Текстильное изделие не соответствует требованиям регламента REACH.
Принятые меры: отзыв с рынка по распоряжению властей.
 

Германия


Пальчиковые куклы


Торговая марка: неизвестно
Артикул: 138314
Штрих-код: 4038967383146
Описание: набор из 5 пальчиковых кукол (волк, петушок, гусеница лягушка и заяц) из мягкого пластика и ткани.
Страна происхождения: Китай
Причины опасности: игрушки представляют риск химической опасности, потому что в ткани обнаружены азокрасители, содержащие 4-аминоазобензол в концентрации 96 мг/кг, что не соответствует регламенту REACH.
Принятые меры: добровольный отзыв с рынка, от потребителей и импортеров, уничтожение.
 

Италия


Набор для творчества «Scoubidou»


Торговая марка: Totum 2m
Артикул: 090163
Штрих-код: 8 714 274 090 163
Описание: цветная пластиковая проволока для плетения, длина 2 м. Набор упакован в прозрачный пакет, скрепленный сверху картонной этикеткой с описанием на нескольких языках.
Страна происхождения: Нидерланды
Причины опасности: продукт представляет риск химической опасности, поскольку содержит 30% ди-2-этилгексилфталата (DEHP).
Принятые меры: принудительный отзыв с рынка по приказу властей.