"ОбREACHенный" бизнес

«ОбREACHенный» бизнес

Наталья Белостоцкая, «Методы оценки соответствия», № 3-2011



Завершился первый этап внедрения REACH, и большинство отечественных предприятий, попавших в зону регламента, успешно зарегистрировали экспортируемые вещества (за миллионы евро). Правда, сомнения в целесообразности расхода денежных средств и сил остались...


Минусы REACH налицо (забюрокраченность, непосильный объем испытаний, огромные денежные затраты). А в чем плюсы? По заверениям Европейского химического агентства (ЕХА) должна повыситься безопасность: не в РФ – в ЕС! А нужно ли это российскому «обREACHенному» бизнесу?


С этим вопросом редакция обратилась к крупнейшим промышленным предприятиям страны.


Вопросы:

  1. Какая продукция Вашего предприятия подпадает под действием регламента REACH?

  2. Какие и сколько веществ уже зарегистрированы в ЕХА?

  3. С какими сложностями пришлось столкнуться в процессе регистрации веществ?

  4. Какова цена регистрации веществ по REACH?

  5. Что еще предстоит сделать в плане реализации требований REACH?

  6. Повысил ли REACH ответственность поставщиков или это только «бюрократические» игры ЕС?

  7. Нужен ли в России аналог REACH

  8. Ознакомились ли Вы с Техническим регламентом «О безопасности химической продукции»? Как оцениваете этот документ?

  9. Каковы основные недостатки отечественной нормативной базы в сфере обеспечения химбезопасности?


Назад Вперед


«ОбREACHенный» бизнес

Хотели как лучше, а получился REACH


Сибур логотип ООО «Сибур»
А.С. Крюков – начальник Технического управления Службы технологии и обеспечения производства




1. Какая продукция Вашего предприятия подпадает под действием регламента REACH?


Под действие REACH попадает 116 наименований производимой предприятиями холдинга экспортной продукции. Это каучуки, полимеры, продукция органической химии, минеральные удобрения.


2. Какие и сколько веществ уже зарегистрированы в ЕХА?


С учетом того, предприятия холдинга являются крупнотоннажными производствами, почти вся продукция требовала регистрации до 01.12.2010 г. (первый этап регистрации REACH – вещества, поставляемые объемом более 1000 т/год). На настоящий момент зарегистрировано около 60 веществ.


3. С какими сложностями пришлось столкнуться в процессе регистрации веществ?


Проблем и парадоксов, с которыми пришлось столкнуться холдингу в процессе реализации требований REACH, было много:

  • Прежде чем начать работу по регистрации, специалистам холдинга в сжатые сроки пришлось ознакомиться с примерно 1000 страниц крайне «расплывчатого», носящего рекомендательный характер, текста различных документов, связанных с REACH. При этом в ворохе бумаг на многие вопросы мы так и не нашли ответов.


  • В соответствии с регламентом государство фактически устраняется от ответственности в области обеспечения химической безопасности. За здоровье людей и чистоту окружающей среды теперь отвечает промышленность. Сложилась парадоксальная ситуация: производитель платит государству деньги за то, что «забирает» с его плеч груз ответственности.


  • REACH потребовал проведения огромного количества аналитических испытаний. Многие из которых, по нашему мнению, излишни. Например, одним из химикатов, поставляемых в страны в ЕС в объеме млн тонн, является аммиак. Казалось бы, вещество используется нашими потребителями годами, свойства его хорошо изучены, но... REACH потребовал заново открывать Европу и определять не только содержание примесей (что делается обычно), а подтверждать различными аналитическими методами, что аммиак – это аммиак. Была потрачена масса времени на поиск лаборатории, способной провести такой анализ (как оказалось, их по пальцам можно пересчитать).


  • Из средств, затраченных на работы в консорциумах, подавляющее большинство ушло на организационные аспекты, и лишь малая доля – на дополнительные исследования.


  • Проблематично было наладить работу через единственного представителя, поскольку последний для надлежащего выполнения требований регламента должен быть компетентен во многих сферах: химии, технологии, финансового менеджмента и др. Такое сочетание можно встретить крайне редко, поэтому всю работу пришлось взять на себя самому предприятию, создав единый методический центр для всех производителей холдинга и оставив единственному представителю чисто формальные обязанности.


  • Информационная система ЕХА периодически давала сбои. Плохо было проработано программное обеспечение.

4. Какова цена регистрации веществ по REACH?


REACH обошелся компании в несколько млн. евро. Чтобы зарегистрировать техническое досье на одно вещество, необходимо было сделать взнос в ЕХА в размере 23,5 тыс. евро. Затраты на следующие этапы (оценка досье, авторизация) будут, предположительно, во много раз ниже.


5. Что еще предстоит сделать в плане реализации требований REACH?


До конца 2013 года предстоит зарегистрировать несколько веществ, в частности, паратретичный бутилфенол и формальдегид, поставляемых в ЕС в объеме менее 1000 т/год, а также 2 вещества (пентан, изопентан), впервые экспортируемых в ЕС. Сейчас дорабатываем паспорта безопасности (их объем будет увеличен до 50 листов) и переводим их на языки поставщиков. Кроме того, ведется работа с единственным европейским представителем в части подготовки к надзорным мероприятиям ЕХА.


6. Повысил ли REACH ответственность поставщиков или это только «бюрократические» игры ЕС?


REACH – это победа бюрократии в чистом виде. Конечно, задумка ЕС зарегистрировать все ввозимые на его территорию химические вещества хорошая, но реализована она не в лучшем виде. Европа пошла по самому сложному в исполнении и дорогому пути. Это признало большинство стран мира. Так, в Турции, Китае и ряде других стран, разрабатывая аналогичные документы, отказались от ряда европейских перегибов.


7. Нужен ли в России аналог REACH?


На отечественной почве введение полного аналога REACH стало бы катастрофой. Хотя необходимость создания подобного документа в России и Таможенном союзе есть. За его основу нужно брать имеющиеся наработки. В стране около 20 лет существует Регистр потенциально опасных химических и биологических веществ (РПОХБВ). Эту систему просто необходимо использовать как базу для межгосударственного Реестра.


8. Ознакомились ли Вы с Техническим регламентом «О безопасности химической продукции»? Как оцениваете этот документ?


В разработке проекта Технического регламента Таможенного союза «О безопасности химической продукции» наш холдинг принимал непосредственное участие. И если на первоначальных стадиях его создания речь шла о полном аналоге REACH, то позже все участники процесса разработки пришли к единому мнению о необходимости сведения и актуализации в данном документе уже существующих в России требований. За основу была взята система РПОХБВ, согласно которой, регистрация давно изученных и испытанных веществ пройдет в уведомительном порядке с минимальными затратами для производителя.


Также регламент предполагает «перевести» паспорт безопасности в разряд бессрочных документов (сейчас он действителен 5 лет): аммиак не перестанет быть аммиаком и через 100 лет. Планируется отказаться от государственной регистрации химической продукции (входящей в сферу действия регламента) на соответствие санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям Таможенного союза.


В отличие от уже принятых технических регламентов – этот не приостановит деятельность отрасли.


9. Каковы основные недостатки отечественной нормативной базы в сфере обеспечения химбезопасности?


Действительно, многие ГОСТы, связанные с обращением химической продукции, устарели, особенно это касается ГОСТов на продукцию и методы испытаний, например, ГОСТ 9385-77 «Этилбензол технический», ГОСТ 26624-85 «2-этилгексанол технический», ГОСТ 9536-79 «Спирт изобутиловый технический» и многие другие.



«ОбREACHенный» бизнес

России нужен REACH!


Металлоинвест логотип ООО «УК Металлоинвест»
Н.А.Заболев – начальник управления торговой политики




1. Какая продукция Вашего предприятия подпадает под действием регламента REACH?


Под действие REACH попали железорудные окатыши, металлизированные и коксохимические продукты предприятий холдинга.


2. Какие и сколько веществ уже зарегистрированы в ЕХА?


В ноябре 2010 г. в ЕХА были успешно поданы 8 регистрационных досье в отношении:


  • железорудных окатышей и горячебрикетированного железа (HBI) ОАО «Лебединский ГОК»;

  • железорудных окатышей ОАО «Михайловский ГОК»;

  • металлизированных окатышей (DRI) ОАО «ОЭМК»;

  • чугуна, сульфата аммония, бензола сырого каменноугольного и смолы каменноугольной ОАО «Уральская сталь».

От ЕХА все необходимые регистрационные номера и подтверждения получены.


3. С какими сложностями пришлось столкнуться в процессе регистрации веществ?


Основная сложность – отсутствие однозначных трактовок множества определяющих положений REACH и связанной с ним базы разъяснительных документов. На большинство возникающих вопросов не могло однозначно ответить даже ЕХА. Выработка конкретных решений была существенно затруднена для российских производителей и экспортеров.


Несомненно, в этих условиях хотелось бы видеть большую активность государства в защите интересов российских компаний.


4. Какова цена регистрации веществ по REACH?


Наш бюджет на мероприятия, связанные с REACH, не превысил 400 тыс. евро. Более половины из затраченных средств «ушли» на обязательные сборы за подачу регистрационных досье.


Четкая скоординированная реализация разработанного плана мероприятий позволила выполнить значительную часть работы силами специалистов холдинга. Многие затраты удалось оптимизировать за счет сотрудничества с профильными REACH-консорциумами – Iron Platform, R4CC, FARM.


5. Что еще предстоит сделать в плане реализации требований REACH?


До 2018 года будет продолжаться регистрация химических веществ и их соединений. Возможно, потребуется внести изменения в уже поданные досье, пересмотреть правила и рекомендации в отношении продукции.


Нами осуществляется непрерывный мониторинг изменения нормативно-правовой базы, связанной с REACH, отслеживаются рекомендации ЕХА и национальных органов стран-членов ЕС.


К сожалению, до сих пор остаются и «открытые вопросы», например, окончательно официально не закреплен статус «изделия» за стальными полуфабрикатами и прокатом. Несмотря на существующую позицию производителей черной металлургии (я имею в виду Position Paper, представленную Eurofer) и полуодобрительные заключения в отношении данной продукции со стороны европейских чиновников.


В настоящее время продолжается адресное информирование европейских потребителей по вопросам выполнения холдингом требований REACH, ведется работа по актуализации паспортов безопасности (Safety Data Sheets) на нашу продукцию.


6. Повысил ли REACH ответственность поставщиков или это только «бюрократические» игры ЕС?


Полагаем, на данный момент рано говорить о повышении ответственности производителей.


Вероятно, каждый последующий этап REACH, вступление в силу контрольной стадии регламента будут усиливать конкуренцию на европейском рынке. Это способно привести к поиску новых способов/цепочек поставок, изменению исторически сложившихся связей. Именно поэтому необходимо, чтобы REACH, как и его аналоги в других странах, не стали инструментом «недобросовестной игры», имеющей целью обеспечить более конкурентные условия «своим» национальным компаниям в ущерб иностранным участникам рынка. Недобросовестное использование REACH как технического барьера должно быть исключено.


7. Нужен ли в России аналог REACH?


По нашему мнению, ответ однозначен – России нужен аналог REACH.


Необходимо знать, что производится и потребляется российскими компаниями, что ввозится по импорту, каковы риски, связанные с тем или иным продуктом. В этой связи требуется не только выработка российских подходов к регистрации веществ, оценка их воздействия на окружающую среду и здоровье человека, ограничение оборота тех или иных вредных веществ. Необходима еще и гармонизация этих подходов с передовыми мировыми практиками.


Несомненно, должны быть обеспечены доступность, простота и прозрачность всей системы и предусмотренных процедур. Негативные моменты, с которыми сталкиваются производители и участники рынков в ходе реализации REACH и его действующих аналогов в других странах, должны быть исключены.


8. Ознакомились ли Вы с Техническим регламентом «О безопасности химической продукции»? Как оцениваете этот документ?


Проект Технического регламента ЕврАзЭС «О безопасности химической продукции» (октября 2010 года) нами получен, ведется его проработка. Предварительный анализ говорит о том, что документ учитывает практику применения REACH, ориентирован на соблюдение и гармонизацию российского и международного подходов к классификации и маркировке веществ, учет и контроль их оборота.


Надеемся, окончательная версия регламента учтет все пожелания и замечания российской промышленности и будет отражать действительно наилучшую из существующих мировых практик в области контроля оборота химических веществ.


9. Каковы основные недостатки отечественной нормативной базы в сфере обеспечения химбезопасности?




«ОбREACHенный» бизнес

Хотели как лучше, а получился REACH


Уралхим логотип ОАО «Уралхим»
В.В.Онищенко – советник производственного директора по техническому регулированию и стандартизации




1. Какая продукция Вашего предприятия подпадает под действием регламента REACH?


Вся продукция, выпускаемая ОАО «Уралхим», подпадает под действие REACH. Это азотные, фосфорные и комплексные удобрения (около 30 наименований).


2. Какие и сколько веществ уже зарегистрированы в ЕХА?


В настоящее время зарегистрировано около 18 веществ, среди которых аммиачная селитра, моно- и диаммоний фосфат, аммиак, нитраты калия и натрия и др. Получено 27 регистраций (для ряда идентичных веществ, производимых разными предприятиями объединения, пришлось дублировать процедуру регистрации).


3. С какими сложностями пришлось столкнуться в процессе регистрации веществ?


Самая большая проблема, возникшая при реализации требований регламента, идентификация веществ в продукции. Так, например, приходилось подтверждать, что аммиак – это аммиак. С трудом нашли лабораторию, удовлетворяющую всем критериям REACH (в том числе аккредитация в соответствии со стандартом GLP) и способную провести все требуемые анализы. Такая излишняя «глубина» анализа потребовала массу времени и средств.


Для полной идентификации веществ, входящих в состав удобрений группы компаний «УРАЛХИМ», было выполнено более 60 сложнейших химических анализов в ведущих российских и европейских лабораториях (в основном, в Великобритании), проведена большая работа с европейскими потребителями и поставщиками.


На «аналитический» этап работы было потрачено около 40% от средств, выделенных на процедуру регистрации.


Другая проблема, с которой мы столкнулись в процессе работы – недоработанность информационного обеспечения. Сайт ЕХА периодически «подвисал». Программа «IUCLD5» оказалась весьма сложной в работе: были проблемы как в ее установке, так и в практическом применении. При этом инструкция по использованию программы представляет собой документ объемом более полутора тысяч страниц...


4. Какова цена регистрации веществ по REACH?


Этап регистрации веществ в рамках выполнения регламента REACH обошелся предприятию в несколько сотен тысяч евро. При этом стоит иметь в виду, что стоимость досье на одно вещество доходила до миллиона евро. Таким образом, нам удалось сэкономить значительные денежные средства. Главным образом потому, что компания отказалась от привлечения к процессу регистрации дорогостоящих консультантов и сделала ставку на подготовку и обучение собственного персонала. Эта стратегия полностью оправдала себя. Сейчас, когда REACH продолжает набирать обороты, компания полностью готова как к любым новшествам европейских законодателей, так и к введению аналогичных законопроектов в других странах (Турция, Китай, Южная Корея и др.)


5. Что еще предстоит сделать в плане реализации требований REACH?


В 2013 г. и 2018 г. предстоит зарегистрировать еще 6 веществ, поставляемых в ЕС в объеме менее 1000 т/год. В основном, это различные добавки, антислеживатели, разработанные нашими учеными. Работа в этом направлении уже ведется.


Другой областью, которая требует к себе внимания, является взаимодействие с единственным представителем: необходимо систематизировать наработанный за 2,5 года материал, актуализировать паспорта безопасности на продукцию, организовать взаимодействие с зарубежными потребителями по вопросам безопасного применения наших продуктов.


6. Повысил ли REACH ответственность поставщиков или это только «бюрократические» игры ЕС?


Подводить итоги пока рано. REACH создал необходимые условия для осознания поставщиками ответственности, которая на них лежит. Позволил систематизировать имеющуюся информацию о производимых продуктах, а порой и узнать о продукции что-либо новое. Естественно, на этой базе можно начать «перестройку» предприятия. Укрепить слабые места, минимизировать риски негативного воздействия вредных веществ на персонал, окружающую среду, повысить качество продукции... Но в любом случае все зависит от желания предприятия: пойти по пути модернизации или нет. Однозначно можно сказать одно – REACH может стать одним из инструментов, способствующих глубокой модернизации предприятия.


7. Нужен ли в России аналог REACH?


России, безусловно, нужен адаптированный к нашим условиям закон, регулирующий оборот химических веществ на рынке. На сегодняшний день за счет расхождения отечественной и международной нормативной базы в сфере обращения химической продукции отечественные производители, работающие в том числе и на экспорт, вынуждены вести «двойную» документацию, дважды классифицировать и маркировать продукцию. В то же время в сложившихся условиях иностранные компании часто оказываются в более льготных условиях по сравнению с резидентами. Очень любопытен опыт Турции. Приняв закон, в целом аналогичный европейскому REACH, турки с одной стороны смогли смягчить требования, заменив платную регистрацию на бесплатную нотификацию, а с другой стороны – правительство Турции оставило норму «единственного представителя» (т.е. юридическое лицо – резидент Турции) и ввело обязательное одобрение паспортов безопасности на турецком языке специалистами, сертифицированными турецким Министерством экологии и лесного хозяйства. Таким образом, турки, не создавая значительных препон для собственных производителей, организовали базу для создания новых рабочих мест в своей стране.


8. Ознакомились ли Вы с Техническим регламентом «О безопасности химической продукции»? Как оцениваете этот документ?


С российским Техническим регламентом «О безопасности химической продукции» знакомы. Я непосредственно участвовал в обсуждении этого документа. Видел его в самых разных ипостасях. По-моему, регламент высокого уровня подготовки, прост в исполнении, понятен, некоррупционен.


9. Каковы основные недостатки отечественной нормативной базы в сфере обеспечения химбезопасности?


Основная проблема отечественного законодательства в области технического регулирования – его неактуальность. К сожалению, в значительной мере мы живем по нормативным документам, созданным в 70-80 годы прошлого века. Так, значительная часть ГОСТов, посвященных аналитическим методам испытаний, нуждается в актуализации в части использования современных методов оценки точности измерений, математической обработки результатов. Различаются подходы России и ЕС в вопросах токсикологической и этотоксикологической безопасности. В частности, в России практически не занимаются вопросами пороговых воздействий химических веществ, интегральной оценки воздействия на здоровье человека и окружающей среды. Необходимо понимать, что российская, а ранее советская школа токсикологии была и остается одной из лучших в мире. И это признают те же европейцы. Сейчас крайне необходимо ликвидировать отставание в вопросах законотворчества от ведущих стран мира (прежде всего стран ЕС и США), начавшееся в девяностые – «нулевые» годы.



«ОбREACHенный» бизнес

Не будем слепо следовать REACH


НЛМК логотип ОАО «НЛМК»
М.А.Иванова – начальник отдела по связям с государственными организациями




1. Какая продукция Вашего предприятия подпадает под действием регламента REACH?


Под действие регламента REACH подпадает чугун чушковый и коксохимическая продукция.


2. Какие и сколько веществ уже зарегистрированы в ЕХА?


До 01.12.2010 г. зарегистрированы 3 вещества: чугун чушковый, сульфат аммония, смола каменноугольная высокотемпературная.


3. С какими сложностями пришлось столкнуться в процессе регистрации веществ?


Досье, предоставляемое в ЕХА для регистрации в соответствии с регламентом REACH, предполагает проведение тестов, подтверждающих структуру регистрируемого вещества и его химический состав. На момент регистрации ЕХА были подготовлены лишь общие рекомендации по проведению таких тестов (RIP 3.10 «Руководство по идентификации и наименованию веществ в соответствии с регламентом REACH»). RIP 3.10 не учитывает отраслевую специфику регистрируемых веществ и не предлагает шаблонов по оформлению результатов тестов.


Проблемы с проведением тестов и оформлением их результатов разрешались как в рамках консультаций с соответствующими консорциумами/форумами по веществам, так и со специализированными консалтинговыми фирмами по вопросам REACH.


Очень усложняло работу то, что ЕХА вплоть до окончания момента первого регистрационного срока занималось модернизацией и корректировкой как методологической базы, так и информационных инструментов, необходимых для проведения регистрации.


4. Какова цена регистрации веществ по REACH?


Расходы компаний по выполнению требований регламента REACH складываются из многих составляющих:

  • расходы на обучение сотрудников компании;

  • вознаграждение услуг единственного представителя по вопросам REACH;

  • взносы за членство в профильных консорциумах;

  • расходы на проведение тестов;

  • оплата услуг консалтинговых компаний;

  • возмущение расходов ведущего регистранта по веществу на подготовку досье (в рамках консорциума);

  • приобретение письма о доступе к информации по веществу;

  • регистрационные взносы в ЕХА.

За 2007-2010 гг. расходы, связанные с выполнением требований регламента REACH, составили около 10 млн. рублей, из которых доля расходов в 2010 г. – 47,7%. Столь большая сумма объясняется тем, что среди зарегистрированных компанией веществ присутствуют вещества из наивысшей тоннажной группы и вещества, классифицируемые согласно регламенту REACH как опасные.


Прогнозировать расходы на период до 2018 г. в настоящий момент не представляется возможным, т.к. их величина может зависеть как от планируемых показателей (расходы на поддержание деятельности консорциумов, выплата вознаграждения единственному представителю), так и «спонтанных» факторов (переориентация рынков сбыта продукции, введение в действие новых/изменение ранее существовавших требований ЕХА по выполнению регламента REACH).


5. Что еще предстоит сделать в плане реализации требований REACH?


После прохождения регистрации ОАО «НЛМК» проинформировало своих европейских потребителей о прохождении регистрационных процедур и получении специальных регистрационных номеров ЕХА.


В дальнейшем ОАО «НЛМК» планирует:

  • поддерживать в актуальном состоянии паспорта безопасности на продукцию и передавать их покупателям;

  • отслеживать изменения списка особо опасных веществ-кандидатов для получения разрешения.

6. Повысил ли REACH ответственность поставщиков или это только «бюрократические» игры ЕС?


Регламент REACH нельзя признать «бюрократическими играми ЕС», т.к. его цель – защита здоровья и обеспечение безопасности европейских потребителей. При этом реализация регламента оказала существенное влияние не столько на компании из третьих стран, но прежде всего на европейских производителей, которые нацелены на производство более качественной, «безопасной» продукции, что обеспечивается путем:

  • внесения изменений в технологию производства продукции;

  • организации системы мониторинга химического состава производимой продукции с целью выявления опасных/потенциально опасных концентраций химических веществ;

  • совершенствования системы обеспечения промышленной (химической) безопасности работников;

  • сотрудничества с компаниями, поставляющими «безопасное» сырье, материалы или комплектующие.

7. Нужен ли в России аналог REACH?


Создание российского химического законодательства должно быть адаптировано к действующей нормативно-правовой базе в сфере обеспечения химбезопасности. Появление в России полного аналога REACH в настоящий момент невозможно: уровень законодательной базы в сфере химбезопасности в России и ЕС слишком различен.


8. Ознакомились ли Вы с Техническим регламентом «О безопасности химической продукции»? Как оцениваете этот документ?


Специалисты ОАО «НЛМК» ознакомились с проектом Технического регламента «О безопасности химической продукции». В настоящий момент документ нуждается в доработке. Готовим свои предложения по его совершенствованию.


9. Каковы основные недостатки отечественной нормативной базы в сфере обеспечения химбезопасности?